Предназначение, устройство, классификация электровелосипедов и устанавливаемого оборудования.

Велосипед является надежным транспортным средством и помощником для перевозки грузов. Первая классическая модель была создана в 1817 году, представляла собой двухколесный самокат с деревянной рамой, и уже в конце XIX столетия был зарегистрирован патент электрического привода для установки на велосипед (1890 год). В Европе и Японии массовый выпуск электровелосипеда начался около 40 лет назад. В современное время, совместно с США и Китаем, уже производится более 30 миллионов экземпляров ежегодно.

При катании на электробайке Вы испытаете совершенно другие эмоции - практически не устанете, не будет страшен встречный ветер и большие расстояния. Рассмотрим все преимущества и недостатки электровелосипедов более подробно, начинаем с преимуществ:

  • электровелосипед позволяет легко преодолевать практически любые подъемы, быстро разгоняться и поддерживать скорость велосипедистам любого уровня подготовки;
  • существенно не тратятся силы при подъеме на холм в дисциплине Downhill - "скоростной спуск";
  • в случае если аккумулятор разрядится, можно продолжить движение при помощи педалей и позже зарядить его от обычной бытовой розетки;
  • доступная стоимость по сравнению с авто-мото техникой;
  • для хранения не нужен гараж, электровелосипед без проблем можно разместить в комнате или на балконе;
  • при движении практически отсутствует шум механизмов.

К недостаткам электровелосипеда можно отнести:

  • достаточно большую общую массу - более тридцати килограммов;
  • время зарядки аккумулятора больше 4-х часов;
  • при низкой температуре окружающей среды емкость аккумуляторной батареи падает и максимальный пробег на одном заряде становится меньше;
  • стоимость электровелосипеда выше классического.

Типы электровелосипеда:

Цельный на базе хардтейла - наиболее доступный при покупке или двухподвеса. В зависимости от компонентов и конструкции предназначается для конкретного направления - активного катания вне дорог, по песку, велотуризма или других велодисциплин;

Трехколесный – менее маневренный, в свою очередь делится на:

  • грузовой - для перевозки тяжелых грузов, поездок на дачу за урожаем;
  • прогулочный - для комфортного катания по паркам, набережным и укатанным лесным тропинкам;
  • специальные вело-решения для людей с ограниченными возможностями.

Складной - предназначается для городской эксплуатации, в сложенном состоянии его удобно перевозить в общественном транспорте, хранить на балконе или в кладовой. Вилка обычно ригидная, электровелосипед удобно и компактно складывается.

Электропривод, установленный на велосипеде, преимущественно работает только в одном из следующих режимов:

1. Режим ассистента (pedal-assist) - при начале движения компьютер автоматически начинает помогать набирать скорость и поддерживать ее, создает электродвигателем дополнительную тягу. Обычно при достижении скорости 25-30 км/ч дополнительная помощь отключается, обеспечивая безопасную скорость и экономя заряд аккумулятора. При остановке движения педалей электродвигатель останавливается и электробайк двигается по инерции. Интересный факт - в Японии, без регистрации велосипеда, для установки разрешен только такой тип электрооборудования;

2. Режим постоянной тяги (power-on-demand)  - "ручкой газа" или кнопкой электромотор постоянно приводит в движение байк, педали можно не крутить, в случае их дополнительного вращения пробег на одном заряде аккумулятора будет выше.

Общая конструкция велосипеда с электрическим мотором практически не отличается от стандартной. Дополнительным оборудованием является электродвигатель, аккумулятор, контроллер, панель управления и ручки тормоза с датчиками. Класс защиты от воздействия окружающей среды IP54 - можно кататься по лужам и под умеренным дождем.

Составляющие электрооборудования:

Существуют два основных вида электромоторов:

Мотор-колесо - часто продается уже в собранном и заспицованном состоянии, что очень удобно при установке.

Электромотор бесколлекторный, с редуктором или без, находится в центре колеса вокруг оси втулки. Можно установить на одно или оба колеса. В практике представлен широким выбором мощностей - от 250 до 1000 Ватт и более.

Редукторные варианты более доступны при покупке, обладают высокой тягой и низким потреблением энергии, при эксплуатации рекомендуется обслуживание и замена пластиковых сателлитных шестеренок примерно через 7000 км пробега, максимальная скорость обычно находится в пределах 30-40 км/ч.

Безредукторное мотор-колесо при движении потребляет больше энергии, быстрее разряжает аккумулятор, но с более простой конструкцией, повышенной надежностью, есть режим подзарядки аккумулятора (в пределах до 5%) и позволяет развивать скорость более 50-ти км/ч.

Установка мотор-колеса на переднюю вилку наиболее безопасный и простой вариант. Велосипед стабилен при движении, легко управляется. Но есть ограничения по максимальной мощности двигателя. При установки двигателя на заднее колесо нет ограничений по мощности, но сложнее демонтаж/монтаж в случае обслуживания или ремонта.

Мотор, установленный в кареточный узел увеличивает износ трансмиссии, но обладает большим списком преимуществ:

  • легкая установка;
  • вилсет (колеса) не меняются, при ремонте или обслуживании нет проблемы с монтажом/демонтажом;
  • при полной разрядке аккумулятора педали крутятся также легко, как и без мотора;
  • бесшумная работа;
  • множество различных режимов, можно выбрать наиболее подходящий для текущих дорожных условий.

Следующий важный элемент после электродвигателя - аккумулятор. Самым популярным на данный момент является литий-ионный с функцией быстрой зарядки, количество перезарядок более 800 за весь срок службы и легким весом.

Для максимального пробега на одном заряде советуем контролировать:

  • степень давления в шинах - на спущенных сильно увеличивается сопротивление качению;
  • стиль катания - избегать резких разгонов, длительного движения против ветра;
  • правильный режим в контроллере "ассистента".

Выходное напряжение аккумулятора должно соответствовать технической характеристики двигателя - от 24 до 60 вольт постоянного тока. Набор оборудования на 24 вольта находится в эконом-сегменте, позволяет развивать скорость до 30 км/ч, с повышением вольтажа системы и емкости аккумулятора увеличивается максимальная скорость и пробег на одном заряде. Обратите внимание, что скорость выше 35 км/ч требует повышенного контроля и осторожности.

Кроме литий-ионных аккумуляторов можно подобрать другие варианты:

  • Свинцово-кислотные (SLA) – более доступные по стоимости, но тяжелые и с меньшим циклом зарядов/разрядов (300-500);
  • Литий-фосфатные (LiFePO4) – премиум сегмент, около 2000 циклов заряда/разряда. Применяются в таких бизнесах, как прокат велосипедов и курьерская служба.

Часто возникает вопрос, сколько можно проехать на полном заряде аккумулятора в данной комплектации? В характеристиках обычно указывается средняя цифра, которую нужно сопоставить со всеми вашими условиями, такими как:

  • холмистость местности, по которой планируется передвигаться;
  • стиль катания;
  • вес велосипеда в сборе плюс вес велосипедиста;
  • планируется передвигаться только на электротяге или дополнительно помогать педалями;
  • мощность электродвигателя.

К примеру, если будете катать по практически ровной местности, без резких наборов скорости и обладаете средним весом, то запас хода может быть даже выше указанного.

Контроллер - элемент электрооборудования, который анализируя информацию с датчиков и аккумулятора, оптимально управляет двигателем, поддерживает постоянную скорость при включенном "круиз-контроле", отключает электромотор при нажатии тормоза и выполняет многие другие функции. В случае установленного безредукторного мотора при торможении или на холостом ходу перенаправляет возникающую энергию на зарядку аккумулятора.

В нашем веломагазине VELOPODIUM вы сможете получить подробную консультацию по электровелосипедам, профессиональный специалист внимательно выслушает ваши пожелания, учтет бюджет, условия эксплуатации и подберет наиболее подходящую Вам модель. Связаться с нами очень просто – позвонив на любой телефонный номер, написав оператору в чате или на электронную почту. Мы всегда с радостью поможем Вам сделать правильный выбор!