Передняя вилка - один из важных элементов всей конструкции, определяет будущий стиль катания и эксплуатации велосипеда. После изучения данной статьи Вы намного более уверенно сможете ориентироваться в современных моделях велосипедов и сделать правильный выбор при покупке.
Начнем с основного предназначения передней вилки велосипеда - это надежно удерживать переднее колесо, принимать на себя нагрузку при торможении, корректировать траекторию движения. Материалы изготовления могут быть разные - сталь, титан, карбон, магний, алюминий.
В настоящее время четко обозначились два главных типа передних вилок - ригидные (жесткие) и амортизационные:
Ригидные - имеют цельную конструкцию без движущейся части. Устанавливаются на шоссейные, циклокроссовые, городские, детские и BMX - велосипеды.
Основные преимущества:
- совершенно не требует обслуживания весь срок эксплуатации;
- небольшая стоимость;
- можно катать при любой погоде и температуре окружающей среды;
- улучшает четкость управления байком;
- надежная и легкая, не ломается при любых нагрузках;
- при резком разгоне и подъеме в горку не забирает энергию педалирования в связи с отсутствием раскачки;
- позволяет установить на ней передний багажник, различные сумки и аксессуары;
- хорошо сглаживает мелкие неровности дорожного покрытия.
Отметим также ее недостатки:
- передает существенные неровности дороги на руки велосипедиста;
- более требовательна к ширине покрышки (широкие, с ярко выраженными грунтозацепами могут просто не подойти);
- на большой скорости при попадании в продольные трещины асфальта достаточно сложно удержать байк.
Амортизационная вилка, в свою очередь, состоит из двух частей, которые подвижны относительно друг друга. Преимущественно устанавливается на следующие модели велосипедов - горные и для скоростного спуска (даунхил, фрирайд).
К преимуществам амортизационной вилки можно отнести следующие особенности:
- хорошо сглаживает неровности дороги;
- не передается вибрация на руки;
- обеспечивает постоянный контакт покрышки с дорожным покрытием повышая контроль над велосипедом при поворотах и при активном катании на бездорожье.
Основные недостатки:
- больший вес, по сравнению с ригидными;
- при быстром разгоне забирают значительную часть энергии педалирования;
- стоимость выше ригидных;
- необходимо проводить ежегодное техобслуживание и смазку для правильной работы.
По принципу действия амортизационные вилки делятся на следующие виды:
1. Пружинная - сглаживание неровностей дороги производится стальной пружиной. Требуют частой чистки и смазки, плохо гасят колебания. Но при этом недорого стоят и легко ремонтируются.
2. Пружинно-эластомерная - по составу идентичная с пружинной. Дополнительно для препятствия раскачки внутрь пружины вставляется специальный демпфер (эластомер). При сжатии вилки эластомер расширяется и препятствует быстрому возврату пружины в прежнее состояние. Рекомендуем обязательно обслуживать такую вилку не менее раза в сезон - чистить и смазывать эластомер и пружину. В противном случае эластомер разрушится и перестанет выполнять свое предназначение.
3. Пружинно - масляная. Роль демфера выполняет масляный картридж. Такая вилка мягко и правильно "отрабатывает" все неровности и ухабы.
4. Воздушная - в такой конструкции роль пружины выполняет воздух. Отличный вариант для катания практически в любом стиле, не теряет работоспособность в отрицательные температуры. К недостаткам относится высокая стоимость и частое обслуживание.
Многие амортизационные вилки среднего и высокого ценового диапазона позволят ее настроить под конкретные желания райдера:
Блокировка (Lockout) - вилка перестает раскачиваться. Очень полезная функция при подъеме в гору или резкого разгона, так как не забирается энергия педалирования. У профессиональных моделей возможность переключения находится на руле, что позволяет очень быстро менять режимы соответственно дорожным условиям.
Преднагрузка (Preload) - обычно регулировка производится вверху вилки. Вращая специальный переключатель можно сделать пружину мягче или жестче. Необходимо выставить такую величину, чтобы на неподвижном загруженном полностью велосипеде вместе с велосипедистом, вилка сжималась примерно на 15-25 процентов ее максимального хода. При правильной регулировке вилка будет мягко огибать траекторию дорожного покрытия и полностью контролировать байк в поворотах.
Скорость отскока вилки (Rebound) - реализована в конструкции с масляным картриджем. Отвечает за скорость возвращения пружины в исходное состояние. Если дорога преимущественно с мелкими препятствиями - устанавливается быстрый отскок, при глубоких (ямы, холмы) - устанавливается более медленный для плавной и четкой работы.
Скорость сжатия пружины (Compression) - возможность изменить скорость сжатия вилки при ударах дорожного покрытия. Используется для наиболее точной регулировки "под себя".
У велосипедных вилок есть основные параметры и типоразмеры:
1. По диаметру штока вилки.
- диаметр штока 1 дюйм - преимущественно устанавливаются на городские велосипеды;
- диаметр штока 1-1/8 дюйма - на горные, циклокроссовые и шоссейные велосипеды последних моделей.
2. По поддерживаемому диаметру колеса.
3. По ходу амортизационной вилки:
- до 30-70 мм - такие модели предназначаются для спокойного катания;
- 100-120 мм - для трейла и активного катания по пересеченной местности;
- 130-200 мм - для агрессивного катания в любых условиях.
4. По типу крепления тормозов:
- в случае необходимости установки дисковых тормозов необходима вилка, где ближе к дропаутам есть специальные крепления;
- для ободных тормозов крепления предусматриваются в верхней части.
Теперь вы обладаете всеми основными необходимыми знаниями для того, чтобы правильно ориентироваться в огромном ассортименте моделей современных велосипедных вилок. При окончательном выборе советуем обратиться к нашим профессиональным менеджерам, которые наиболее подробно расскажут все характеристики и преимущества любой модели велосипедной вилки.